Общие сведения
Учреждение образования: государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка «Сказка» г. Любани»
Тема педагогического проекта: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики».
Сроки реализации: 2020-2022 гг.
Руководитель учреждения: Рублевская Галина Михайловна, заведующий с 2013 года.
Руководитель педагогического проекта: Шабура Людмила Васильевна, заместитель заведующегопо основной деятельности ГУО «ДЦРР «Сказка» г.Любани».
Сведения об участниках реализации педагогического проекта (таблица 1,2)
Таблица 1 Воспитанники и педагоги - участники реализации педагогического проекта
|
№
|
Кол-во воспитанников
|
Кол-во педагогов
|
Кол-во родителей (при необходимости)
|
|
Всего
|
Участники педагогическо
го проекта
|
Всего
|
Участники педагогичес
кого проекта
|
Участники педагогического проекта
|
145
|
37
|
21
|
8
|
-
|
|
В том числе по группам воспитанников
|
|
|
|
|
Старшая «А» интегрирован
ного обучения и воспитания
(от 5 до 6 лет)
|
21
|
|
2
|
-
|
Старшая «Б» интегрирован
ного обучения и воспитания
(от 5 до 6 лет)
|
16
|
|
2
|
-
|
Специалисты
|
|
|
4
|
|
Таблица 2 Состав педагогов – участников педагогического проекта
№
|
Ф.И.О. педагога
|
Должность
|
Образование
|
Категория
|
Стаж
|
1
|
Шабура Людмила Васильевна
|
Заместитель заведующего по основной деятельности
|
Высшее
|
первая
|
28
|
2
|
Мартинович Кристина Юрьевна
|
Воспитатель-методист
|
Высшее
|
б/к
|
13
|
3
|
Брагинец Наталья Леонидовна
|
Учитель-дефектолог
|
Высшее
|
первая
|
25
|
4
|
Матюкевич Елена Владимировна
|
Педагог-психолог
|
Высшее
|
первая
|
33
|
5
|
Хиженок Наталья Ивановна
|
Воспитатель дошкольного образования
|
Среднее специальное
|
первая
|
11
|
6
|
Сущеня Ольга Константиновна
|
Воспитатель дошкольного образования
|
Высшее
|
первая
|
17
|
7
|
Ющеня Ольга Владимировна
|
Воспитатель дошкольного образования
|
Среднее специальное
|
вторая
|
13
|
8
|
Дикун Валентина Николаевна
|
Воспитатель дошкольного образования
|
Среднее специальное
|
первая
|
40
|
Актуальность педагогического проекта.
Выбор темы проекта был актуален для учреждения образования. В настоящее время возникла необходимость обратить пристальное внимание на целенаправленное развитие интеллектуальных функций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность ребенка и исподволь развивали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться, в том числе и интеллектуальные способности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в образовательный процесс учреждения игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Первое противоречие современной образовательной практики: ориентировка традиционной системы образования на систематические тренировочные занятия по обучению дошкольников чтению, письму, счету, в то время как для развития интеллектуальных способностей и личностных качеств, формирования ключевых компетентностей воспитанников нужна другая модель общения с ребенком, нацеленная на развитие самостоятельной, творчески активной, любознательной, целеустремленной личности, т.е. на создание целостной системы развития и воспитания дошкольников.
Второе противоречие: освоение педагогами проективных технологий, способов рефлексивной деятельности, непрерывного повышения педагогами своего профессионализма и с невозможностью их полного удовлетворения в условиях системы дошкольного образования. В русле современных достижений науки повышение квалификации рассматривается как непрерывное приращивание образования, обеспечивающее развитие способностей к системному видению, компетенции в предметной области, овладение развивающими технологиями и способностями к интеграции. От уровня сформированности компетенций воспитателя будет зависеть уровень развития детской деятельности, творчества и развитие личности ребенка в целом.
Следующее противоречие обнаруживается между опережающим развитием инновационной образовательной практики и недостаточной разработанностьюнаучно-методического обеспечения для ее осуществления.
Необходимость разрешения данных противоречий определяет проблему выбранной темы проектной деятельности, которую можно сформулировать в следующем виде: «Какие условия необходимо создать для развития интеллектуальных способностей дошкольника? Каким образом необходимо организовать игровую деятельность детей, чтобы развивать интеллектуальные способности?».
Цель - развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики.
Задачи:
1.Организовать методическое сопровождение участников педагогического проекта.
2.Внедрить в образовательный процесс систему игровых комплексов по формированию алгоритмической грамотности для организации нерегламентированной деятельности воспитанников от 5 до 7 лет «Информатика без розетки».
3.Разработать и апробировать дидактическое обеспечение для реализации задач учебной программы по развитию интеллектуальных способностей воспитанников средствами алгоритмики.
4.Определить результативность и эффективность педагогического проекта по развитию интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики.
Содержание работы участников педагогического проекта
Педагогический проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики» был рассчитан на два года работы и включал три этапа реализации: подготовительный (сентябрь – декабрь 2020), внедренческий (январь 2021 – апрель 2022) и рефлексивный (апрель – май 2022).
В процессе подготовительного этапа была создана система психолого- педагогического, методического обеспечения реализации педагогического проекта. Внедренческий этап был связан с внедрением в образовательный процесс системы игровых комплексов по формированию алгоритмической грамотности и апробацией разработанных дидактических и методических материалов для реализации задач учебной программы по развитию интеллектуальных способностей воспитанников, и, соответственно, рефлексивный этап включает в себя определение результативности и эффективности педагогического проекта по развитию интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики.
В целях эффективной реализации педагогического проекта была создана творческая группа педагогов нашего учреждения в составе 8 педагогов. Обеспечено информирование педагогического коллектива (протокол № 1 заседания педагогического совета от 31.08.2020) и законных представителей (протокол №1 родительского собрания от 07.10.2020) о деятельности учреждения дошкольного образования в рамках реализации областного педагогическогопроекта (цели, задачи и предполагаемые результаты).
Для реализации проекта в учреждении дошкольного образования использовались необходимые материально-технические условия: дидактические наглядные и раздаточные карточки, атрибуты (маски «Робота», колпачки), ноутбуки для педагогов, колонки, ауди-записи, фотоаппарат, ламинатор, принтер, сканер, напольное игровое полотно.
Для оценки результативности работы педагогами были разработаны показатели и критерии оценки эффективности педагогического проекта (приложение 1), подобран диагностический инструментарий для определения мотивационной готовности педагогов-участников педагогического проекта к освоению новшеств (приложение 2), для определения уровня развития алгоритмической грамотности у воспитанников (приложение 3).
По показателям эффективности педагогического проекта и проведению
диагностики было выявлено следующее:
- развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста соответствует планируемым результатам освоения учебной программы дошкольного образования по направлению «Познавательное развитие»;
- характер изменений в распределении воспитанников по уровням сформированности наглядно-схематического мышления позволяет говорить о значительной динамике, проявляющейся в полном отсутствии детей со средним и низким уровнем сформированности и увеличением доли детей с высоким уровнем (в 1.3 раза);
- увеличилось количество детей с высоким уровнем сформированности свойств внимания (увеличение в 1.5 раза), уменьшилось количество детей со средним уровнем (уменьшение в 2.5 раза). Низкий уровень сформированности свойств внимания не наблюдается ни у одного воспитанника;
- прослеживается положительная динамика, проявляющаяся в увеличении числа детей с высоким уровнем развития и уменьшении детей со средним и низким уровнями развития логических операций. В группах в 1.9 раз выросло число детей с высоким уровнем сформированности операций анализа, сравнения и обобщения признаков, ориентируясь на все признаки предметов, перечисляя их, за счет уменьшения числа детей со средним и низким уровнями и распределением детей на 2 уровнях сформированности – среднем и высоком (при отсутствии низкого);
- у 85% педагогов – участников педагогического проекта преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности в ходе проектной деятельности;
- педагогами, участвующими в педагогическом проекте, спроектированы и разработаны тематические комплексы дидактических игр и упражнений по развитию интеллектуальных способностей воспитанников средствами алгоритмики;
- при организации как специально организованной так и нерегламентированных видов детской деятельности педагогами используются алгоритмы.
В информационно-методическом кабинете учреждения дошкольного образования была организована постоянно действующая выставка дидактических материалов игровых комплексов по формированию алгоритмической грамотности, пополнена методическая копилка конспектами занятий по темам программы «Информатика без розетки», педагогами – участниками педагогического проекта разработаны тематические комплексы дидактических игр и упражнений: «Что нам стоит дом построить?», «Отправляемся в путешествие», «Удивительный мир жарких стран», «Лунтик в гостях у ребят», «Родной свой край люби и знай», изготовлены атрибуты к занятиям (приложение 5).
Разработанная система дидактических игр и упражнений и их апробация предусматривала отбор дидактического материала в соответствии со следующими критериями:
- соответствие игрового материала возрасту воспитанников;
- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
- доступность и эмоциональную привлекательность игрового материала.
Данные тематические комплексы апробировались в старших группах. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во-первых – на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых – интеграции образовательной работы в различных видах деятельности детей;
- в-третьих – активное включение детей.
Использование дидактических игр и упражнений предусматривало применение специальных заданий для развития свойств внимания; дифференциации сенсорных эталонов; обобщения понятий; осуществления мыслительного анализа; установления закономерностей; выполнения сложных инструкций.
Проведя серию игр и упражнений можно отметить, что с каждым повтором игр дети все больше проявляли активность и инициативность в решении познавательных задач.
Можно сделать вывод, что разработанные тематические комплексы дидактических игр и упражнений действительно оказывают влияние на развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, данный дидактический материал, прошедший положительную апробацию, позволяет активизировать познавательную деятельность детей; позволяет включать в образовательный процесс детей с разным уровнем познавательных возможностей. Разработанные тематические комплексы дидактических игр и упражнений могут быть востребованы в практике работы дошкольными учреждениями.
В результате апробации мы выявили сильные стороны использованных дидактических игр и упражнений:
- понятны и доступны детям дошкольного возраста;
- выдержаны основные требования к освоению учебной программы;
- расширяют кругозор детей;
- содержат возможности для развития интеллектуальных способностей детей (развивают внимание, память, мышление);
- задания дополняют друг друга.
В реализации проекта участвовали педагоги, прошедшие обучение по программе «Информатика без розетки» и получившие сертификаты «Тьюторов проекта» в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность». Для повышения профессиональной компетенции участники проекта принимали активное участие в тематических youtube-стримах, которые проводились специалистами Парка высоких технологий, участвовали в открытом конкурсе «Информатика без розетки»; являлись активными участниками районных методических объединений (представляли опыт работы), семинаров-практикумов.
В течение реализации педагогического проекта занятия с воспитанниками, согласно календарно-тематического планирования, проводились в рамках нерегламентированной деятельности.
Особое внимание по реализации педагогического проекта уделялось работе с законными представителями воспитанников. С целью ознакомления и привлечения законных представителей воспитанников работы к участию в педагогическом проекте, вопросы о реализации педагогического проекта включались в повестку дня общих родительских собраний. Родители принимали участие в изготовлении и приобретении необходимых атрибутов и пособий. Для просвещения и повышения педагогической компетентности законных представителей воспитанников по вопросу реализации проекта был создан раздел на сайте дошкольного центра «Педагогический проект», а также на web-чатах для родителей размещались фото и видео-фрагменты занятий, просветительский информационный материал.
Оценка результатов реализации педагогического проекта.
Результаты работы по реализации педагогического проекта «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики», согласно представленной диагностике: (приложение 3):
результаты диагностики воспитанников по трем показателям:
- сформированность наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации);
- свойства внимания: распределение, переключение внимания, особенности работоспособности воспитанников;
- сформированность операций анализа, сравнения и обобщения признаков.
По завершении целенаправленного обучения в старших группах прослеживается устойчивая тенденция к увеличению в более чем в 1.3-1.9 раза детей с высоким уровнем развития показателей. Это происходит за счет перехода детей со средним и низким уровнями на высокий уровень.
По итогам обучения в группах не наблюдается детей с низким уровнем сформированности показателей.
У воспитанников групп наиболее интенсивно происходило развитие наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).
Более 70% воспитанников полноценно осуществляют операции анализа, синтеза, обобщения, их внимание отличается распределяемостью, большой скоростью переключения, они могут сосредотачиваться и долгое время удерживать внимание на решении задачи.
Педагоги освоили методику формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет и организовывают образовательный процесс в игровой форме с использованием комплекса дидактических игр и упражнений; разработали и апробировали тематические комплексы дидактических игр и упражнений по реализации задач учебной программы дошкольного образования по развитию интеллектуальных способностей воспитанников средствами алгоритмики;
пополнена развивающая предметно-пространственная среда;
родители повысили педагогическую компетентность по вопросам развития интеллектуальных способностей детей средствами алгоритмики; оказали посильную помощь в реализации проекта.
Проведенная методическая работа со всеми участниками образовательного процесса в рамках реализации педагогического проекта позволила значительно улучшить качество образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
Представление результатов реализации педагогического проекта.
Представление результатов реализации педагогического проекта на методических мероприятиях
№ п/п
|
Автор
|
Название (тема) выступления/занятия
|
Форма и/или название мероприятия
|
Уровень, дата проведения мероприятия
|
1
|
Шабура Л.В.
заместитель заведующего по ОД
|
«Что такое алгоритмика? Виды алгоритмов»
|
Семинар-практикум
|
Учреждение дошкольного образования
10.02.2021
|
2
|
Шабура Л.В.
заместитель заведующего по ОД
|
«Развитие алгоритмического и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и упражнений»
|
В рамках районного методического объединения «Школа молодого педагога»
|
Районный
26.02.2021
|
3
|
Шабура Л.В.
заместитель заведующего по ОД
|
«Будущих информатиков готовят в «Сказке»
|
Публикация «Голас Любаншчыны»
|
Районный
02.04.2021
№13 (11511)
|
4
|
Шабура Л.В.
заместитель заведующего по ОД
|
«Маленькія “праграмісты”»
|
Публикация «Настаўніцкая газета»
|
Республиканский
13.11.2021
№126 (8622)
|
5
|
Шабура Л.В.
заместитель заведующего по ОД
|
«Использование дидактических материалов для реализации задач учебной программы по развитию интеллектуальных способностей воспитанников »
|
В рамках районного методического объединения заведующих и заместителей заведующих по основной деятельности «Лидер»
|
Районный
19.01.2022
|
6
|
Шабура Л.В.
заместитель заведующего по ОД
|
«Формирование алгоритмического мышления детей старшего дошкольного возраста»
|
Семинар-практикум
|
Учреждение дошкольного образования
24.02.2022
|
7
|
Дикун В.Н., Сущеня О.К., Ющеня О.В., Хиженок Н.И. – воспитатели дошкольного образования, Мартинович К.Ю. – воспитатель-методист, Шабура Л.В. – заместитель заведующего по ОД
|
Тематические комплексы дидактических игр “ Что нам стоит дом построить”, “Отправляемся в путешествие”, “Удивительный мир жарких стран”, “Лунтик в гостях у ребят”, “Родной свой край люби и знай”
|
Выставка-презентация дидактических игр
|
Учреждение дошкольного образования
17.03. – 24.03.2022
|
Проблемы и перспективы реализации проекта.
Реализация педагогического проекта дала положительные результаты. Деятельность в рамках проекта сделала возможным дальнейшее оснащение образовательной среды, повышение уровня педагогических компетенций, пополнение информационно-методического кабинета различными полезными для образовательного процесса наработками, пособиями. Самое важное - создание условий для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики дало свои результаты, которые выразились в динамике степени усвоения воспитанниками необходимых представлений, умений и навыков. Наряду с успешным усвоением необходимого материала, у детей возросла мотивация к познанию и усвоению основ алгоритмической грамотности. Возросла активность родителей в участии в образовательном процессе, их заинтересованность в достижении целей и задач по развитию интеллектуальных способностей детей средствами алгоритмики.
Педагогическими работниками в своей деятельности применяются разработанные дидактические материалы для реализации задач учебной программы по развитию интеллектуальных способностей воспитанников, что повышает качество образовательного процесса.
Благодаря обучению по программе «Информатика без розетки» на базе Парка высоких технологий наши педагоги освоили методику формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет и организовывали образовательный процесс в игровой форме с использованием комплекса дидактических игр и упражнений.
Успешное применение педагогами на практике новых форм организации образовательного процесса позволяет сделать вывод, что наработанный материал может быть использован в дальнейшем, в послепроектном этапе. А так же использование данного дидактического материала и в других образовательных областях, в воспитательной работе.
Опыт работы и результаты реализации педагогического проекта представлялись в средствах массовой информации.
Проблемами в реализации проекта можно назвать недостаточные материальные ресурсы, на первом этапе невысокую активность родителей и нерегулярную посещаемость воспитанниками детской группы в силу сложной эпидемиологической ситуации.
По окончании педагогического проекта деятельность в выбранном направлении будет продолжена. Результаты педагогического проекта (практические наработки) будут использованы в дальнейшем, не только в нашем учреждении дошкольного образования, но и в учреждениях дошкольного образования Любанского района.
Приложение 1
Критерии и показатели оценки результатов
В качестве критериев и показателей оценки результатов развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста определены планируемые результаты освоения воспитанником от 5 до 7 лет учебной программы по направлению «Познавательное развитие» (познавательная активность, развитие сенсорных процессов, развитие памяти и внимания, развитие мышления, развитие воображения).
Критерий
|
Показатели
|
Воспитанники
|
Познавательная активность
|
- проявляет любознательность, познавательные интересы к явлениям природной, предметной и социальной среды, недоступным внешнему наблюдению;
- проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей, инициативу в решении
познавательных задач
|
Развитие сенсорных процессов
|
- обследует предметы последовательно и системно, использует как свои способы обследования, так и рациональные приемы, приобретенные в процессе взаимодействия со взрослым при познании предметов, сравнении их функций;
- дифференцирует сенсорные эталоны (различает цветовые тона по шкале светлоты, выделяет промежуточные цвета, ориентируется в вариативности геометрических форм, различает по пропорциям, величине и количеству углов и др.);
- ориентируется и определяет временную последовательность в неразрывной связи с деятельностью;
- определяет и называет расположение в пространстве собственного тела и окружающих предметов.
|
Развитие памяти и внимания
|
- сосредоточивает целенаправленно и длительно внимание на отдельном объекте при отвлечении от всего остального в течение 20 и более минут (концентрация и устойчивость внимания);
- называет изменения и их причины в предметном и природном мире;
- запоминает при помощи образно-зрительной памяти и на слух 5–7 объектов, при использовании приема смысловой группировки – 9 и более объектов;
- использует для запоминания различные приемы: создания внешних опор (подсчет, ассоциация, мнемосхема, группировка); создания смысловых опор (классификация, достраивание материала, структурирование, аналогия); логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение, смысловая группировка); наглядного моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов);
- владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий);
- применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки).
|
Развитие мышления
|
- обобщает понятия, называет общие свойства предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между ними;
- осуществляет мыслительный анализ: выделяет детали и систему признаков (свойств) объектов (воспринимая предмет или явление; воспроизводя образ объекта по памяти);
- устанавливает сходство и различие между объектами; выделяет существенные признаки сравниваемых объектов; выполняет многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов;
- группирует объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образец и на представления, по самостоятельно найденному основанию, определяя основание объединения в группу заданной совокупности объектов, классифицирует объекты по обобщающему слову;
- устанавливает закономерности с опорой на зрительный образец;
- устанавливает разные отношения между объектами: противоположности; последовательности; функциональные: род – вид; целое – часть; причина – следствие;
- выполняет сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности;
- принимает и понимает учебные интеллектуальные задачи.
|
Развитие воображения
|
- применяет широкий круг замещающих действий, образов, символов.
|
Педагоги
|
Развитие профессиональной компетентности воспитателей
|
- проектируют дидактические игры и упражнения по развитию интеллектуальных способностей воспитанников средствами алгоритмики;
- проектируют формы организации видов детской деятельности с использованием алгоритмов
|
Приложение 2
Диагностический инструментарий
Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств"
Инструкция:
Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них "галочку".
1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
4. Желание создать хорошую, эффективную атмосферу в группе для детей.
5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.
6. Потребность в лидерстве.
7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
11. Потребность в риске.
12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
13.Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем сильнее у педагогов преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (п. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
Приложение 3
Диагностический инструментарий
Исследование воспитанников
Критерий
|
Показатель
|
Диагностическая
методика
|
Цель
|
Уровень сформированности
|
Количество участников
|
Уровень развития алгоритмической грамотности
|
Умение структурировать обнаруженные признаки явления и выстраивать (выбирать), отображать в соответствии с выделенной структурой алгоритм, находить единый общий метод решения серии однородных задач.
|
Методика «Лабиринт»
|
Выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).
|
Показатель:
количество правильно выполненных поворотов в каждой из 10 задач (максимум – 44).
Высокий уровень: 31-44 балла.
Средний уровень:
24-30 балла.
Низкий уровень:
менее 30 баллов.
|
индивидуально
|
Тест Когана для диагностики мышления детей дошкольного возраста
|
Изучение схематического мышления детей дошкольного возраста
|
- Показатель:
какой процент заданий, включенных в тест Когана, ребенок выполнил правильно.
Высокий уровень:
нормально развивающийся дошкольник 4,5-5,5 лет выполняет тест без счета, допуская не более 3-4 ошибок.
Средний уровень:
шестилетний дошкольник способен быстро выполнить задание, получив краткую
краткую инструкцию, при этом он совершает единичные ошибки и сразу же их исправляет.
Низкий:
Если ребенок при выполнении задания будет испытывать трудности или будет допускать ошибки, и справиться с заданием на 50% или меньше, т.е. каждая вторая фигура будет расположена не на своем месте.
2.Показатель:
время, которое дошкольник потратил на выполнение заданий.
Высокий уровень: ребенок выполняет задания без ошибок. общее количество времени (t1)+(t2) меньше или равно (t3).
Средний уровень:
ребенок выполняет задания, допуская ошибки.
общее количество времени (t1)+(t2) меньше или равно (t3).
Низкий уровень: ребенок выполняет 2 задания. общее количество времени (t1)+(t2) больше (t3).
|
индивидуально
|
Методика «Самое непохожее» (А.Л.Венгер)
|
Определить уровень овладения следующими мыслительными операциями: анализ, сравнение, обобщение признаков.
|
Показатель:
количество признаков, на которые ориентируется ребенок при выборе «самой непохожей» фигурки и которые он назвал.
Высокий уровень:
преобладание выбора по трем признакам и называние одного - двух - ребенок при выборе самой непохожей фигуры в подавляющем большинстве случаев ориентировался на все три признака и называл один или два.
Средний уровень:
преобладание выбора по двум признакам и называние одного - ребенок в большинстве случаев делал выбор самой непохожей фигуры по двум признакам и называл один.
Низкий уровень:
преобладание выбора по одному признаку без называния признака - ребенок ориентировался в основном на один признак, не называя его.
|
индивидуально
|
Приложение 4
Результаты диагностики
Количественные и качественные результаты апробации
Методика «Лабиринт»
Группа
|
Вид диагностики
|
Результаты диагностирования, чел
|
<18
|
18-23
|
24-30
|
31-37
|
38-44
|
экспериментальная
|
стартовая
|
0
|
0
|
8
|
19
|
10
|
экспериментальная
|
итоговая
|
0
|
0
|
0
|
10
|
27
|
контрольная
|
стартовая
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
контрольная
|
итоговая
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Выводы:
1. На начало учебного года 78% воспитанников групп показали высокий уровень сформированности наглядно-схематического мышления и 22 % воспитанников – средний уровень.
2. На конец учебного года все воспитанники показали высокий уровень сформированности наглядно-схематического мышления.
3. Характер изменений в распределении воспитанников по уровням сформированности наглядно-схематического мышления позволяет говорить о значительной динамике, проявляющейся в полном отсутствии детей со средним и низким уровнем сформированности и увеличением доли детей с высоким уровнем (в 1.3 раза).
Тест Когана
Группа
|
Вид диагностики
|
Результаты диагностирования, чел
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
экспериментальная
|
стартовая
|
1
|
15
|
21
|
экспериментальная
|
итоговая
|
0
|
6
|
31
|
контрольная
|
стартовая
|
0
|
0
|
0
|
контрольная
|
итоговая
|
0
|
0
|
0
|
Выводы:
1. На начало учебного года у 57% воспитанников групп выявлен высокий уровень сформированности свойств внимания, у 40% - средний уровень, у 3% - низкий уровень.
2. На конец учебного года у 84% воспитанников групп выявлен высокий уровень сформированности свойств внимания, у 16% - средний уровень. Низкий уровень сформированности свойств внимания не наблюдается ни у одного воспитанника.
3. Положительная динамика связана с увеличением количества детей с высоким уровнем сформированности свойств внимания (увеличение в 1.5 раза), уменьшением количества детей со средним уровнем (уменьшение в 2.5 раза).
Методика «Самое непохожее» (А.Л.Венгер)
Группа
|
Вид диагностики
|
Результаты диагностирования, чел
|
низкий
|
средний
|
высокий
|
экспериментальная
|
стартовая
|
5
|
18
|
14
|
экспериментальная
|
итоговая
|
0
|
11
|
26
|
контрольная
|
стартовая
|
0
|
0
|
0
|
контрольная
|
итоговая
|
0
|
0
|
0
|
Выводы:
1. На начало учебного года 38% воспитанников показали высокий уровень развития операций анализа, сравнения и обобщения признаков, 49% - средний уровень, 13% - низкий уровень.
2. На конец учебного года в группах 70% воспитанников продемонстрировали высокий уровень развития операций анализа, сравнения и обобщения признаков, ориентируясь на все признаки предметов, перечисляя их, 30% - обладает средним уровнем. Низкий уровень не выявлен ни у одного воспитанника.
3. Прослеживается положительная динамика, проявляющаяся в увеличении числа детей с высоким уровнем развития и уменьшении детей со средним и низким уровнями развития логических операций. В группах в 1.9 раз выросло число детей с высоким уровнем сформированности операций анализа, сравнения и обобщения признаков за счет уменьшения числа детей со средним и низким уровнями и распределением детей на 2 уровнях сформированности – среднем и высоком (при отсутствии низкого).
Анализируя полученные результаты итоговой диагностики воспитанников в группах, можно сделать следующие выводы:
результаты диагностики воспитанников по трем показателям:
- сформированность наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации);
- свойства внимания: распределение, переключение внимания, особенности работоспособности воспитанников;
- сформированность операций анализа, сравнения и обобщения признаков.
По завершении целенаправленного обучения в группах прослеживается устойчивая тенденция к увеличению в более чем в 1.3-1.9 раза детей с высоким уровнем развития показателей. Это происходит за счет перехода детей со средним и низким уровнями на высокий уровень.
По итогам обучения в группах не наблюдается детей с низким уровнем сформированности показателей.
У воспитанников групп наиболее интенсивно происходило развитие наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).
Более 70% воспитанников полноценно осуществляют операции анализа, синтеза, обобщения, их внимание отличается распределяемостью, большой скоростью переключения, они могут сосредотачиваться и долгое время удерживать внимание на решении задачи.
Приложение 5
Тематические комплексы дидактических игр и упражнений
1. «Что нам стоит дом построить?»
https://drive.google.com/drive/folders/11lCwgXoX3-qtX1nMNF0XOvafEv0qEJkT?usp=sharing
2. «Отправляемся в путешествие»
https://drive.google.com/drive/folders/1u1bIvl9UgnLWr-QKjNEzw8llVHI3TlqQ?usp=sharing
3.«Удивительный мир жарких стран»
https://drive.google.com/drive/folders/1cavbdFizq9NGCQO2Ly1pjZkI1-rhN2pF?usp=sharing
4.«Лунтик в гостях у ребят»
https://drive.google.com/drive/folders/1b_8ERPn_Xo-uMhNGTpzxjv_6yEZJrok3?usp=sharing
5.«Родной свой край люби и знай»
https://drive.google.com/drive/folders/15Kewu4ECefryJkC-cnLm69Wwxb6V06Gg?usp=sharing
раскрыть » / « свернуть