На современном этапе формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и вся планета.
Экологическое воспитание можно рассматривать как процесс формирования правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Критерием сформированности осознанно-правильного отношения к природе, результатом экологической воспитанности является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны природы – той части помещения, которая подвергается озеленению и на которой содержатся какие-либо животные. К зоне природы (зелёной зоне) относятся: групповые уголки природы, специальная комната или холл с объектами природы, экологическая тропа, озеленённые места на участке. При этом не имеет значения, сколько объектов может создать на своей территории детский сад. Важны условия: наличие таких объектов и их правильное оформление. Вариации зеленой зоны в разных детских садах (в зависимости от их территориальных, финансовых и других возможностей) могут быть самыми различными: на большом участке, помимо традиционного озеленения, огорода, сада, может быть создана площадка природы, экологическая тропа. В больших помещениях реально организовать зимний сад, комнату или салон природы, оформить холл. Дошкольное учреждение, не имеющее дополнительной площади, может ограничиваться групповыми уголками природы.
Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отмстить, что характерной чертой се является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача расширить и дополнить те впечатления, которые ребёнок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы, — рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, проживающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
Экологически правильное содержание комнатных растений — это соответствующие их индивидуальным потребностям размещение в пространстве помещения с учетом степени освещенности места; полив в необходимых количествах; подбор земли нужного состава и подкормка удобрениями в определенные моменты их жизни.
Экологически правильное содержание животных — это создание для них индивидуальных условий, оснащение помещения (вольера, аквариума, террариума) соответствующей атрибутикой из природного материала, создание необходимого температурного режима, подборка нужных кормов. Такие условия — наиболее гуманный способ содержания животных, что важно с точки зрения нравственного воспитания детей. В этих условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения за разными сферами их жизни: питанием, передвижением, выращиванием потомства и. др. Дети могут проследить такие интересные приспособительные особенности животных, как маскировочную окраску, запасание кормов, заботу о потомстве, и др.
Между тем четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:
1) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней, средой; 2) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
3) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
4) специфику живого организма (растительного, животного), его
отличие от предмета;
5) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:
1) проводить многоразовые наблюдения объектов природы;
2) фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;
3) обсуждать увиденное;
4) осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений
природы;
5) отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности.
Итак, организация и оборудование зоны природы — это первый и чрезвычайно важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: он позволяет осуществить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
Групповые уголки природы
Главная особенность уголка природы — непосредственная близость его обитателей к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание. С точки зрения экологического воспитания не имеет значения ,какие растения в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (не останавливаться в росте, не утрачивать декоративных качеств, цвести и т.д.). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение. Количество растений должно быть определено чувством целесообразности: все или большая часть растений (примерно 80%) должны быть задействованы в педагогическом процессе.
1 младшая группа, 2 младшая группа
Ко времени прихода детей в детский сад воспитатель должен позаботиться о том, чтобы в группе находились цветущие комнатные растения, а также яркие красивые леечки без ситечек. С первых дней пребывания детей в детском саду педагог осматривает растения и ухаживает за ними: поливает, протирает листья, моет поддоны. При этом он удовлетворяет желание ребят участвовать в уходе за растением: даёт им леечку, объясняет и показывает, как нужно правильно поливать (не поднимать высоко носик лейки, воду лить осторожно. На первых порах можно даже держать руку ребёнка с лейкой). Постепенно воспитатель привлекает к поливке и остальных детей, обучает всех ребят этому виду ухода за растениями, требующими обильной поливки.
Поручать такого рода работу следует одновременно одному-двоим детям, причём работать они должны вместе с воспитателем, выполнять одно и то же задание. Не беда, если на первых порах у них не очень хорошо получается – воспитатель должен подчеркнуть их старание, поддержать интерес к уходу за растениями. Уже на этом этапе ознакомления детей с растениями воспитатель привлекает ребят не только к труду в уголке природы, но и к наблюдениям: предлагает рассмотреть, какие красивые цветочки у бегонии, и рассказать, сколько их (один или много), какого они цвета, какие листочки (большие или маленькие).
В уголке природы должен находиться материал: леечки, палочки для рыхления почвы с тупым концом, тряпочки, пульверизатор, фартушки, щётки с мягким ворсом, клеёнки.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей
В младшей группе должны находиться цветущие растения похожие на дерево и траву – бальзамин, китайский розан, колеус, аукуба, примула, бегония, герань, кливия; с широкими и плотными листами – аспидистра, фикус; контрастными – традесканция, драцена. 3-4 комнатных растения.
Что дети должны делать по уходу за растениями.
Поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.
Кроме индивидуальных форм работы, следует проводить дидактические игры с подгруппами детей, используя живые растения и их изображения:
«Найди такой же», «Найди пару», «Большие и маленькие» (к растению, у которого большие листья, подобрать изображение контрастного растения с маленькими листочками), «Один и много» (к растению с одним цветком подобрать изображения, у которого много цветков), «Найди цветущие растения», «Найди растения с красными и белыми цветами», Найди растения, похожие на травку, на дерево».
Средняя группа
Дети систематически привлекаются к выполнению трудовых поручений, причём при организации труда вводят элементы разделения: один ребёнок поливает растение, второй – протирает листья или горшок для другого растения. Детям предоставляется большая самостоятельность в труде, но и требования к качеству их труда усложняются. По-прежнему дети выполняют работу по уходу за растениями в присутствии воспитателя, под его контролем и его помощью. Воспитатель стремится сочетать труд детей с наблюдениями. Например, предлагает назвать, у какого растения появились новые листья или цветы; подумать и ответить какое из двух растений нужно поливать, а какое не требует поливки.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей
С растениями такого же вида, как и в младшей группе, кроме этого – с такими растениями: бегония, герань, агава, аспарагус, с растениями похожими на кустик (сансиеверия, нефролепис, хлорофитум ). Время от времени в группу вносят новые, желательно цветущие растения.
Что дети должны делать по уходу за растениями.
Продолжать поливать растения водой комнатной температуры, знать, какое растение нуждается в поливе, какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, его нужно поливать, у другого тёмная на ощупь сырая, его поливать не нужно).
Старшая группа
Нельзя нацеливать детей только на выполнение приёмов ухода за растениями; следует обязательно обращать их внимание на изменения, происходящие с растениями, поощрять тех ребят, которые больше увидели.
Чтобы в процессе дежурства дать детям больше времени для наблюдения за растениями, дежурство целесообразно организовать в течение 2-3 дней, но только в первую половину дня, чтобы дети не уставали. Во второй половине дня лучше использовать индивидуальные поручения. Дежурство не исключает использования поручений. Если в группе много растений, не все из них дежурный может обслужить; за некоторыми ухаживают дети, получившие индивидуальные задания – трудовые поручения. Эти поручения могут быть эпизодическими и более длительными, рассчитанными на несколько дней.
Время от времени, также во вторую половину дня воспитатель собирает дежурных, беседует с ними о том, как выполняют они свои обязанности, что и как делают что нового заметили в жизни растений.
Когда дети привыкнут к дежурству, воспитатель знакомит их с новыми видами ухода за растениями : опрыскиванием, обрезкой сухих листьев, затем рыхлением почвы; обучает новым приёмам ухода. Следует объяснять значение каждого приёма, обеспечить ребят необходимым для выполнения работы инвентарём. Рыхлению почвы воспитатель обучает детей на растениях, имеющих достаточно глубокую корневую систему (чтобы они не повредили её). Воспитатель обращает внимание на то, что осенью и зимой растения почти не растут, многие не цветут, поэтому поливать их нужно реже. С наступлением весны дети видят, что растения начинают расти, на них появляются молодые листья и бутоны. Педагог подводит детей к выводу, что в это время растения поливают чаще.
С какими растениями рекомендуется знакомить детей.
Детей знакомят с растениями, имеющими не ярко выраженные признаки различия и сходства: например двумя видами герани, бегонии (вечноцветущая, пальчатая, пятнистая), а также с растениями, имеющими различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов: плющом, традесканцией, кливией, амариллисом, зигокактусом, комнатным виноградом.
Что дети должны делать по уходу за растениями.
Самостоятельно ухаживать за растениями, добиваться хорошего качества выполнения работы. Уметь опрыскивать, рыхлить землю, обрезать сухие листья; знать последовательность выполнения работы и значение каждого приёма.
Животные в уголке природы
Для содержания в дошкольном учреждении подходят морские свинки, кролики, хомяки и белые крысы. Дети любят все пушистое, поэтому между ними и зверьками может сложиться хорошее общение. Этому способствует и высокий уровень развития млекопитающих — они легко привыкают к людям, откликаются на кличку, быстро начинают брать корм с руки, поддаются несложной дрессировке. Молодые особи при свободном содержании и частом общении могут вступать в игру, что особенно ценно, учитывая постоянное стремление детей к игре.
Хомякам можно устроить помещение в большом старом аквариуме, оформление которого будет напоминать степь или пустыню: песчаный грунт, «естественная» нора (на бок положенный и оформленный камнями и цементом цветочный горшок). Впечатление степи получается, если в грунт посеять овес, дать ему прорасти, а затем прекратить полив. Хомяки — норные животные, поэтому нора для них обязательна — они там устраивают гнездо, делают запасы кормов, самка растит потомство.
Для хомяков можно оформить помещение и иначе: создать обогащенную игровую обстановку, в которой он будет активным, чем вызовет интерес у детей. Игровая обстановка — это красивый домик, разнообразные полочки, лесенки, столик для кормов, колесо и туалет — специальная коробочка под навесом.
Такую же игровую обстановку целесообразно создать в помещении, где живет белая крыса. Это умное животное, хорошо лазает, в обогащенной обстановке интересно себя проявляет. Наблюдения за ее поведением, общение с ней доставят детям много познавательной радости.
Морских свинок обычно содержат в клетках. Это тихие, смирные животные в этой ограниченной обстановке. Если их регулярно выпускать в помещение, где играют дети, и бережно с ними обращаться, то они обнаружат свой интеллект: обследование новых предметов, понимание клички, выпрашивание корма разными способами и многое другое. Молодые животные могут начать играть (бегать, делать боковые прыжки, затаиваться).
Для всех животных необходимо разнообразие кормов, сырые и вареные овощи, черный хлеб, геркулес, сено, пророщенный овес, кусочки фруктов, трава в теплое время, сухари, ветки для стачивания зубов.
В средней группе целесообразно содержать морскую свинку: достаточно крупный, пушистый и мирный зверек как нельзя лучше подходит для общения и формирования навыков ухода. В старшей группе можно содержать хомяков, черепах, белую крысу — детям 5—6 лет интересны разнообразные особенности строения и поведения, которые имеются у этих животных
Птицы в детском саду
Птицы, так же как и рыбы, являются частыми обитателями уголков природы в детском саду.
Птиц следует содержать в больших клетках (или вольерах) с несколькими удобными жердочками — им нужно воздушное пространство для полета или порхания. На дне клетки должен быть чистый сухой песок: птица не имеет зубов, пища перетирается в желудке при помощи песчинок и мелких камушков, которые она глотает. В практике дошкольного воспитания песок в клетках чаще всего отсутствует, его заменяют бумага, клеенка, линолеум. Между тем песок удобен в уходе за птицами — многократно используется одна и та же порция путем просеивания. Дети, наученные трудовой операции, с удовольствием её выполняют.
Большое значение в содержании птиц имеет разнообразие кормов: помимо зерносмеси, им следует давать мягкие корма (творог, крошки яйца, булки), овощи, фрукты (тертая морковь, кусочки яблока, ягоды),
зелень (пророщенные овес, семена дикорастущих трав), минеральные корма (древесный уголь, мел, измельченная скорлупа яиц). Постоянно необходима чистая вода.
Если в содержании рыб главное-это налаживание и поддержание равновесия в аквариуме, то для выживания птиц чрезвычайно важно бережное отношение к ним на основе знания биологии. Рыб можно несколько дней не кормить, птицы едят часто и понемногу в течение всего светового дня, поэтому еду им следует давать с запасом. Излишки корма в аквариуме могут нарушить его экосистему, причиной гибели птиц может быть недостаток корма.
Видовой состав пернатых обитателей детского сада целесообразно ограничить декоративными птицами, которые хорошо себя чувствуют в домашних условиях (волнистые попугайчики, канарейки). Не следует стремиться заводить лесных птиц, для которых искусственно воссоздать среду обитания со всеми значимыми её компонентами практически невозможно. Хорошая организация зимней подкормки птиц на участке позволит детям многое узнать о зимующих видах. Этого достаточно, чтобы у них сложились разнообразные и отчетливые представления экологического характера: своеобразие среды обитания птиц, приспособленность их строения к передвижению в двух средах (в воздухе и по земле), приспособленность к сезонной жизни, природоохранительная роль зимней подкормки, которую дети вместе с воспитателем осуществляют систематически в трудное для птиц время.
В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками — это все компоненты методики экологического воспитания.
Если есть свободное помещение в детском саду можно создать комнату природы. Это специально выделенное помещение для объектов живой природы. Её целесообразно иметь в том случае, если групповые уголки природы из-за ограниченного помещения минимальны.
Уголок нетронутой природы может быть создан на участке любого детского сада. Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке участка само собой будет складываться естественный биоценоз — станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Вслед за растениями поселятся насекомые, птицы. В таком месте обязательно вырастет много дикорастущих трав, с которыми детям интересно познакомиться (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, разные злаковые травы, цикорий, крапива, пустырник, пижма и многое другое). Со временем произрастут опавшие семена ближайших деревьев, кустарников. Эта территория будет контрастом декоративно оформленным газонам, которые преобладают в каждом детском саду. Она особенно ценна для городского детского сада, удаленного от естественной природы, парков, скверов.
раскрыть » / « свернуть