Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Страничка педагога- психолога

Правила для педагогов

по взаимодействию с гиперактивным ребенком

  • Уважайте ребенка и принимайте его таким, каким он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.
  • «Не замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума его возбуждение усиливается.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Применяйте при необходимости позитивный физический контакт: возьмите за руку, погладьте по голове, прижмите к себе.
  • Давайте возможность в середине занятия подвигаться (попросите что-нибудь поднять, принести, раздать и т.п.).
  • Хвалите за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто демонстрируйте восхищение, если ребенок довел какое-то дело до конца.
  • Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.
  • Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.
  • Направляйте энергию ребенка в полезное русло, мотивируйте его на спокойные действия.
  • На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
  • В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
  • Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности.
  • Не давайте многословных инструкций, после 10 слов ребенок вас просто не услышит.
  • Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
  • При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
  • Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.

          Педагог – психолог                                                    Е.В. Матюкевич 

Взаимодействие с аутичными детьми

(памятка для педагогов)

     Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом   Э. Блейлером. Ранний детский аутизм (РДА) в 1943 году был выделен как отдельный клинический синдром Л.Каннером. На сегодняшний день аутизм рассматривается как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы ребенка. Установлено, что аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.

     Причины возникновения РДА до конца не выявлены, и при этом имеющиеся в литературе данные достаточно противоречивы, что во многом затрудняет процесс диагностики и коррекции. В.Е.Каган считает, что синдром аутизма имеет органическое происхождение. Гаффней Г. и его коллеги имеют противоположную точку зрения, исключая возможность органической и соматической природы данного синдрома.

     Ряд авторов полагают, что «в формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной нарушением эффективной связи ребенка с матерью, холодностью последней, ее деспотическим давлением, парализующим эмоциональную сферу и активность ребенка».

    У детей, страдающих аутизмом, нередко могут отмечаться нарушения зрения, слуха, заболевания кожи, нарушения в суставах и костях, дисфункция височных долей, ствола головного мозга и мозжечка.

Основными клиническими признаками аутизма являются:

  •  Трудности коммуникации.
  •  Побочные реакции на сенсорные раздражители.
  •  Нарушения развития речи.
  •  Стереотипность поведения.

     Случается так, что родители аутичного ребенка приводят его на обследование или на консультацию к специалисту в возрасте 2,5-3 лет, так как начинают беспокоиться из-за отсутствия речи. Однако развитие психических функций аутичных детей имеет серьезные искажения, начиная с младенческого возраста. Так, по наблюдению многих специалистов, у большинства детей в возрасте до года отсутствует «комплекс оживления», проявляющийся в зрительном сосредоточении, движении ручек малыша в ответ на улыбку или голос взрослого. А находясь у матери, такие дети остаются пассивными, бездеятельными. У данной категории детей в младенческом возрасте наблюдается отсутствие или запаздывание фаз гуления или лепета.

     В период раннего детства у детей с РДА навыки самообслуживания формируются медленно, дети называют себя по имени, «ты» или «он», почти не отвечают на вопросы, часто их речь не имеет конкретного адресата.

     В дошкольном возрасте у детей появляются «необычные» интересы. Можно привести примеры увлечений дорожными знаками, печатными рекламами, водопроводными кранами, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках. При этом дети много фантазируют.

     По мнению многих авторов в дошкольном возрасте у детей возрастает число неадекватных страхов. Многие боятся гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться одни в квартире. Иногда ребенок может испугаться кусочка мыла, пролитого на стол клея, киселя.

     Аутичные дети зачастую боятся всего нового. Именно поэтому любая перестановка в доме, смена одежды, новая форма работы могут спровоцировать истерику ребенка. Стремление к «ритуалам», к стереотипному поведению и движениям – своеобразная защита аутичного ребенка, который видит в окружающем угрозу. Наличие специфических страхов может быть объяснено тем, что аутичные дети воспринимают предметы не целостно, а на основе отдельных признаков.

     В младшем школьном возрасте у детей появляется или усиливается стремление к творческой деятельности, отмечается привязанность к некоторым значимым взрослым, но вместе с тем дети с диагнозом РДА по-прежнему погружены в свои фантазии, проблемы. На уроках они чаще пассивны и невнимательны. Многие из них не могут учиться в массовой школе и переходят на домашнее обучение.  

     Работа с аутичными детьми требует большого терпения от родителей и от педагогов. На отработку одного навыка, например, застегивание пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причем нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти).

      Как отмечает Никольская О.С., даже в самых тяжелых случаях при создании адекватных условий обучение ребенка возможно. Он может освоить ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми, стать более адаптированным в быту, овладеть отдельными учебными приемами.

     Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. Коррекционная работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным.

     На начальных этапах проведения коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка включают в состав небольших групп, численностью по 2-3 человека. При этом желательно, чтобы на занятиях присутствовали родители аутичного ребенка, которые смогли бы продолжить обучение ребенка в домашних условиях. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.

     Ниже приведены рекомендации родителям по первоочередным направлениям коррекционной работы с дошкольниками.

 

Основные правила воспитания детей с ранним детским аутизмом (РДА):

 1.Соблюдайте режим дня ребенка. Составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.

2.Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях:

- выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т.д., для этого можно отвести специальное место для складывания одежды, причем складывать ее нужно всегда в одной и той же последовательности;

- в ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания;

- в уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

3. Обучайте ребенка пользоваться пооперационными картами, схемами и т.д. Можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

4. Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыка, театр и т.д.). Организуйте совместное с ребенком прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач.

 

Педагог-психолог

ГУО «ДЦРР «Сказка» г.Любани»                                      Е.В. Матюкевич

 

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 

(РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ)

Внимание

1. В каждое занятие включайте упражнения, игры на развитие внимания.

2. Включайте в занятия задания, требующие довольно длительного со средоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.

3. Почаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», стараясь не про пускать их (задание постепенно можно усложнить).

4. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.

5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму ко торых вы задаете словесно или с помощью схемы.

6. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.

7. Предлагайте детям:

  • повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
  • неоконченные фразы, которые нужно закончить;
  • вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

8. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чу жой работы, находить и исправлять ошибки.

9. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение вни мания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по коман де взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.

10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, мно гогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, фор мирование операций контроля и самоконтроля — такой подход сделает занятие интересным для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания.

Память

1. При объяснении детям нового материала и при повторении уже знакомого сочетайте словесное объяснение с показом натуры или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, исполь зуйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зритель ной памятью).

2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необхо дим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы ос мысленного запоминания и припоминания, умения:

  • анализировать, выделять в предметах определенные связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сход ства и различия;
  • осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам;
  • классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
  • устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

4. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.

 Мышление. Речь

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее рас пространенные из них — анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобще ние, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучить.

1. Включайте в занятия задания на:

  • сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и раз личия между ними;
  • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
  • нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
  • складывание целого из частей (разрезные картинки);
  • последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
  • осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
  • задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.

2. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок дол жны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследо вать предметы, фантазировать, воображать.

3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведение лю дей.

4. В целях развития речи:

  • после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
  • развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
  • упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключе ний;
  • учите детей доказывать свое мнение, выражать его.

На занятии должен звучать не монолог воспитателя или родителя, а диалог с ребенком или группой детей.

 Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развити ем речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения:

  • катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, ша рики;
  • разминать пальцами пластилин;
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно представлять, как
    будто кулачок — бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а
    вечером заснул — закрылся, спрятался);
  • делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
  • двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой);
  • показывать отдельно только один палец – указательный, затем два –
  • указательный и средний, далее три, четыре и пять;
  • показывать только один большой палец отдельно;
  • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
  • махать в воздухе только пальцами;
  • хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;
  • собирать все пальчики в щепотку (пальчики собрались вместе – раз бежались);
  • нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку;
  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на соб ственный палец (получается колечко или спираль);
  • завязывать узлы на толстой веревке, шнуре;
  • застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручи вать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Полезны такие виды деятельности, как изобразительная, конструк тивная.

Дошкольник и мир социальных отношений  (консультация для педагогов)

      Мы живем в мире людей и ежедневно общаемся с окружающими. Но первые уроки человеческих взаимоотношений каждый ребенок получает в детстве. Те навыки общения, которые у ребенка закладываются с первых лет жизни, во многом определяют успешность дальнейших отношений уже взрослого человека.

И среди малышей можно уже наблюдать активных исследователей, интересующихся всем, что их окружает; лидеров - чрезвычайно товарищеских и инициаторов - заправил в играх; наблюдателей - пассивных «середнячков», ничем среди других не выделяющихся.

То, какими чертами обладает ребенок, определяет путь его познания мира, в том числе и мира человеческих отношений.

Именно родители и педагоги учреждения дошкольного образования являются первым образцом для ребенка, первым консультантом по общению.

В популярных психологических изданиях встречаются характеристики следующих типов «непопулярных» среди сверстников дошкольников.

«Любимчик» - дети не любят сверстников, которых постоянно выделяют воспитатели (особенно, если им неизвестна причина покровительства), ставят на особое место, занимаются и делают поблажки.

«Прилипала» - дети избегают или настроены агрессивно к тем, кто постоянно старается привлечь к себе внимание (неважно: положительное или отрицательное), хватает за одежду, забирает вещи, обнимает и удерживает против воли объекта привязанности, постоянно заглядывает в глаза собеседнику.

«Клоун» - дети переводят на него всю вину и неудачи коллектива («... Это Рома, он всегда так делает ...»). Его реплики вызывают смех, на занятиях он выкрикивает разную ерунду, стараясь иметь хоть немного внимания в коллективе, быть интересным группе сверстников. Его перестают воспринимать всерьез, привлекать в свою команду.

«Озлобленный» - от него отстраняются, не хотят стоять в паре, сидеть за одним столом ... Он, не умея найти место в коллективе, ведет себя так, будто мстит окружающим за свои неудачи. На занятиях мешает детям, стучит по столу, перебивает тех, кто отвечает ...

«Незаметный» - к такому ребенку никто не бежит навстречу после выходных, не замечает, что его нет в группе, никто не выбирает его в команду на эстафетах. Такой ребенок не умеет инициировать общение, он застенчивый, не знает, как обратить на себя внимание.

«Неряха» - такому ребенку не хотят давать руку в хороводной игре, сидеть за обеденным столом, вместе играть с игрушками. Он плохо владеет навыками личной гигиены, у него не сформированы самоконтроль и дисциплина, в его шкафчике всегда лишние вещи, свою одежду носит неряшливо, постоянно жалуется на отсутствие друзей и игрушек.

Научите малыша играть в совместные игры, ведь современные дети часто не могут занять себя на прогулке без организующей работы взрослого.

Можно читать и обсуждать литературные произведения, где звучит тема решения конфликтных ситуаций и воспитания дружеских отношений между детьми.

 

Психологические упражнения на формирование дружеских отношений между детьми и сплочение детского коллектива

 Упражнение «Мы разные»

Двое детей, например, те на кого меньше всего обращают внимания в коллективе, выходят из группы. Все остальные должны как можно точнее описать их внешний вид. Взрослому важно следить за тем, чтобы высказывания детей не были оскорбительными для тех, кого описывают.

Упражнение «Что я люблю, не люблю»

Каждый должен решить, что он больше всего любит и не любит, и выразить это. Взрослый: «Вас так много и вы все такие разные, но большинству из вас нравится и не нравится одно и то же. То есть вы похожи, у многих из вас общие интересы, а значит, вам будет легко понять друг друга».

Упражнение «Дорисуй полукруг»

На листе бумаги нарисован полукруг. Детям раздаются такие же образцы. Они должны представить, на что похож полукруг и дорисовать его на своих листочках. Вывод. «Каждый, глядя на этот полукруг, представил что-то свое. При том, что у вас столько общего, у каждого из вас есть собственное мнение. Это прекрасно и очень интересно».

Упражнение «Закончи предложение»

Детям предлагается закончить предложение: - Я не люблю, когда дети в группе ... Было бы очень хорошо, если бы дети в нашей группе ...

Цель - проанализировать, что нравится и не нравится детям в поведении сверстников.

Упражнение «Как расположить к себе окружающих»

Ведущий напоминает золотое правило нравственности «Относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». С детьми определяются приемы, которые помогают наладить отношения с окружающими: улыбка, спокойный тон, вежливые слова, знаки внимания и заботы ...

Упражнение «Самооценка»

Детям предлагаются макеты многоэтажных сказочных домиков. Отмечается, что фея-волшебница приглашает в гости на первый этаж - некрасивых, ленивых, глупых детей; на второй - немного лучших; на следующий - еще лучших, а на самый высокий этаж - красивых, умных, общительных. Детям нужно прикрепить свое имя на тот этаж, на который, по их мнению, они считают себя достойными пойти.

Так постепенно, шаг за шагом, формируется умение ребенка-дошкольника жить в мире людей, строить дружеские отношения, сотрудничать, решать конфликты. А задача педагога - оставаться рядом, поддерживать и направлять маленького человека на пути к его взрослению. Ведь именно в мире социальных отношений и формируется личность.

 

Советы воспитателям

по воспитанию дружеских отношений между детьми

 

1. Помогите каждому ребенку сформировать собственный положительный имидж, особенно когда речь идет о новичке, замкнутом или неуспешном ребенке. Для этого принимайте активное участие в выработке общественного мнения о нем, как за содействие в различных областях деятельности (вовремя прийти на помощь, продемонстрировать поддержку инициативы, обеспечить возможность реализации плана и т.д.), так и ненавязчивыми положительными высказываниями типа: «Саша всегда хочет всех чем-то угостить», «У нас Саша никогда не забудет собрать игрушки на площадке», «Чтобы я без тебя делала?», к другому ребенку: «Обратись к Саше, он тебе охотно поможет» и т.п. Разумеется, количество таких высказываний должно быть соразмерным и касаться разных детей, иначе захваливание отдельного ребенка может привести к обратному эффекту. Неадекватная чрезмерная похвала формирует у детей искаженное представление о мире и себе, и, в конце концов, тормозит процессы самоотношения и саморазвития.

 

2. Практикуйте разные способы демонстрации симпатии и привязанности друг к другу, такие как, аплодисменты в ситуациях успеха и как средство поддержки; поднятый вверх большой пальчик за успех ребенка; разнообразные ритуальные движения (могут быть придуманы воспитателем вместе с детьми) и др.

 

3. Используйте соответствующую лексику, поддерживающие действия и жесты: «Я тебе сочувствую!», «Чем я тебе могу помочь?», «Не знаю, как так получилось!», «В следующий раз у тебя обязательно получится», «Это с каждым может случиться!», «Я с тобой! », «Ты заслуживаешь уважения», «Тебе есть за что любить себя», «Ты достоин доверия», «Мне кажется, ты все понял и больше так не будешь делать»; жесты - взять за руку, погладить по голове, похлопать по плечу, подмигнуть; поступком - пригласить к игре, поделиться игрушкой и тому подобное.

 

4. Учите детей проявлять благодарность к сверстникам и взрослым. Для этого рядом с соответствующей словесной лексикой («спасибо», «ты мне очень помог», «без тебя я не справилась бы», «ты приятный человек», «тебе все радуются», «ты излучаешь ...», «тебе доверяют») можно использовать специальные приемы, например, написание или рисование писем благодарности друг другу. Этот прием производит сильное впечатление как на адресующего, так и на адресата. Письма готовят вместе с воспитателем и вкладывают в специальный ящик, который можно назвать «ящиком благодарности». Конечно, воспитатель подскажет, за что можно поблагодарить своего сверстника и как об этом можно сказать. Стоит позаботиться о том, чтобы каждый ребенок получил письмо благодарности.

                

5. Стоит обогатить практику педагогической деятельности проведением организованной утренней встречи. Сущность ее заключается в том, что сразу после прихода детей в учреждение дошкольного образования, или перед самым завтраком, или сразу после него, малыши собираются вместе для общего приветствия, обсуждения планов на день. Продолжительность этого мероприятия не более 8-10 мин. Именно в это время стоит позаботиться о создании позитивного настроения у детей всей группы, предложить игры, упражнения, направленные на формирование дружеских отношений, чувств симпатии и привязанности. Если эта форма работы станет традиционной, дети легко и быстро по словесному или иному сигналу будут собираться вместе.

 

6. Особое внимание должно быть обращено на изменение отношения к детям, которые по каким-то причинам были неуспешными в деятельности или поведении. Стоит приложить все усилия, чтобы каждый ребенок переживал радостные чувства успешности. Если ребенок продемонстрировал неприемлемые формы поведения, был или агрессивным, или неискренним и вызвал справедливый протест у других детей, стоит подтвердить ценность его как личности («Ты у нас такой молодец!», «Мы привыкли тобой гордиться!» «Ты же у нас умница! »), вместе с тем решительно признать недопустимость такого поведения. Детей группы нужно успокоить и объяснить, что намерения их товарища были хорошими, но тот пока не умеет правильно себя вести.

 

7. Обратите внимание на детей, которые чувствуют себя одинокими, при этом имеют неуверенный, тревожный вид, а иногда являются демонстративными или придирчивыми. Чаще приглашайте их к совместным делам, одновременно с уважением относитесь к их желанию побыть в одиночестве. Выделите время в течение дня для индивидуального общения, помогите им найти друзей, предложите интересное дело. Сделайте так, чтобы они периодически попадали в центр внимания всей группы, например, поручите именно им выдавать билеты на спектакль, заводить колонну детей в зал.

 

8. Организуйте «День ребенка». Это может совпадать с днем рождения или именинами, и в таком случае каждый ребенок в течение года побудет в этой роли. Устройте в этот день настоящий праздник! Тайно обсудите подарки, подготовьте сюрпризы, игры. Обустройте специальное место - трон - где будет сидеть именинник, проведите с ним интервью о его предпочтениях, интересах, желаниях и тому подобное. Изготовьте вместе с детьми поздравительную газету, где проиллюстрируйте в фотографиях и рисунках «героический путь» и «достижения» именинника. Собравшись в праздничный круг, дайте возможность детям в свободной форме высказать пожелания, похвалить именинника за положительные качества характера и добродетели - умелость, самостоятельность, исполнительность. Пусть в этот день он сам решит, в какие игры играть, кто первый будет стоять в колонне и тому подобное.

 

9. Обустройте в группе уголок мира или коврик доверия. Для этого выделите отдельное уютное место, поставьте туда стульчик, положите коврик, на котором могут разместиться двое-трое детей. Вместе с детьми украсьте это место, обозначьте выразительным символом. Цель такого мероприятия в том, чтобы стимулировать детей к самостоятельному мирному решению проблем, возникающих в отношениях (не могут поделить игрушку, определиться с местом в колонне, договориться об очереди и т.д.) и сформировать внутреннее спокойствие и уверенность в том, что любые спорные ситуации будут решаться справедливо. Воспитатель постоянно проводит мысль о том, что любую проблему следует обсуждать и находить приемлемое для всех решение.

     Для начала проиллюстрируйте на конкретном случае, как можно пользоваться уголком мира. Например, в группе появилась новая заводная машина. Сергей и Саша оба хотят поиграть с ней. Предлагается сесть на коврик и обсудить, как можно поделиться. Возможно, кто-то сам захочет уступить. Если-нет, можно воспользоваться считалкой или бросить жребий. Обсуждается также продолжительность игры каждым ребенком.

     Постепенно этот уголок станет символом дружбы, партнерства, доверия. Впоследствии предложение воспитателя сесть на коврике мира будет означать для детей обсудить и справедливо решить проблему.

 

10. Организуйте совместные партнерские проекты. Для этого актуализируйте для детей проблемы, требующие совместного обсуждения и решения. Например, уход за комнатными растениями, подготовка к празднику, сбор информации об определенном явлении и его презентация, организация выставки детских рисунков к празднику. Не стоит ожидать от детей, особенно на первых порах, оригинальных предложений и активных действий.

     Рассмотрим для примера, какой может быть реализация проекта «Поможем нашим меньшим братьям перезимовать». Воспитатель рассказывает детям о том, что зимой животные и птицы переживают тяжелые времена: им не хватает пищи, они мерзнут, часто становятся жертвами автомобилистов. Предлагает детям выразить свои предложения, как можно облегчить их жизнь. Принимаются любые предложения, в том числе и те, которые не могут быть реализованы. Из всего предложенного выбирают несколько, над которыми будет работать группа, например, чтобы привлечь внимание взрослых к проблеме, подготовить выставку рисунков о жизни животных зимой; изготовить кормушки для птиц и взять под контроль их постоянное наполнение семенами и крошками; взять за правило носить еду бездомным животным.

     Далее предлагается детям самостоятельно решить, кто из них и чем хочет заниматься. Воспитатель предлагает определиться, кто из детей хочет рисовать, кто будет делать кормушки и, наконец, кто берет под свой контроль своевременное наполнение их семенами, крошками. Желательно зафиксировать детский выбор. Это нужно для того, чтобы лишний раз сосредоточить внимание детей на характере их выбора (без этого дети могут быстро забыть, что они собирались делать). Вся дальнейшая работа может быть завершена только при условии поддержки и непосредственной помощи воспитателя.

Как «не сгореть» на работе (памятка для педагогов)

  1. Живите полной жизнью, а не только работой, иначе вы рискуете никогда не прожить свою собственную жизнь.
  2. Поставьте себя на первое место в своей собственной жизни.
    Любите себя или постарайтесь себе нравиться.
  3. Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить пер­вые «предупредительные сигналы» и своевременно принять меры, чтобы не допустить выгорания.
  4. Остерегайтесь искать в работе счастье или спасение. За­помните: ваша работа — не миссия, не убежище, а профес­сиональная деятельность, которая хороша сама по себе.
  5. Находите время для себя. Вы не только имеете право, но и обязаны обеспечить себе не только работу (пусть и люби­мую!), но и частную жизнь.
  6. Радуйтесь своей семье. Берегите свое умение быть не только сильным, но и слабым.

7.Уважайте свои интуитивные чувства и не слишком дове­ряйте поведенческим стереотипам. Чтобы не забронзоветь и не превратиться в памятник самому себе, сознательно (и почаще!) выходите из привычных ролей.

8.Создайте «теплую профессиональную группу поддержки». Впустите в свою жизнь хотя бы одного-двух «доверенных людей», перед которыми вам не надо изображать «героя-сверхчеловека». Разрешайте себе делиться с ними своими чувствами, переживаниями и даже... просить о помощи.

9.Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Сделайте традицией вечерний пересмотр событий.

Примите тот факт, что вы будете расти до последнего дня жизни. Развивайте в себе ощущение удивительности жизни — своей и окружающих вас людей, — и тогда вы научитесь вы­ходить за пределы собственных ограничений.

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

г. Минск

ул. Чюрлениса, 3,

(1 этаж общежития №8 БГПУ)

E-mail: rcpp@bspu.by

Телефон: +375 17 300 10 06

Разделы сайта